observet (observet) wrote,
observet
observet

Categories:

«Изобретение пространства» ✧ Авторская трилогия Анатолия Смелянского

Авторская трилогия Анатолия Смелянского о театральных художниках «Изобретение пространства», снятая в 2019 году для телеканала «Культура». Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Сергей Бархин – великие сценографы и наши современники, они создали свои театральные миры, реформировав представление о сценическом пространстве. Судьба каждого из них в том числе связана и со МХАТом, театром, в котором художники во все времена выступали полноправным сотворцами спектаклей, будь то Виктор Симов или Александр Бенуа, Мстислав Добужинский или Владимир Дмитриев...

Предисловие Анатолия Смелянского к трилогии «Изобретение пространства»





Разговор с Давидом Боровским для фильма из авторской трилогии Анатолия Смелянского «Изобретение пространства» был записан за две недели до ухода Давида Львовича. 6 апреля 2006 года, вся театральная Москва прощалась с великим сценографом и главным художником МХТ. Прощание проходило на Основной сцене Художественного театра, среди декораций «Вишневого сада», последней постановки Давида Боровского в этих стенах.
В его книге «Убегающее пространство» есть размышление о том, как ставить в МХТ «Вишневый сад»: «Павильоны чеховских спектаклей на этой сцене Симова и Дмитриева превзойти трудно. Вернее, невозможно…

Нам досталась пустота.

Но зато какая!

Пол сцены так же вращается, как и сто лет назад.

Занавес цвета сухой травы с двумя чайками в центре, так же раздвигается, как и на первом представлении “Сада”. Это уже богатство! А что, если “это” и есть родовой дом Раневской, куда она возвращается из сиреневого далека, из Парижа… А затем навсегда покидает?..»





Герой этого фильма – Эдуард Кочергин, главный художник петербургского БДТ имени Товстоногова.
Детство Эдуарда Кочергина прошло в скитаниях по России – в два года, после ареста родителей в 1939-м, он попал в детприемник, в восемь сбежал из детприемника в Омске и почти семь лет пробирался в родной Ленинград к матери.

Все, что он тогда видел, Эдуард Степанович много позже описал в своих потрясающих книгах – «Ангелова кукла» и «Крещенные крестами». Это ощущение подлинной России, иногда светлой, а иногда – страшной, по-своему нашло отражение и в его сценографии. Например, в грандиозном спектакле Льва Додина «Господа Головлевы», который вышел во МХАТе в 1984 году. Распад Иудушки Головлева в исполнении Иннокентия Смоктуновского проходил в настоящем «медвежьем углу»: имение Головлево было будто укутано в полы огромной шубы, которая растянулась вдоль всей сцены. События этого сценического романа происходили поздней осенью или зимой.
В память о том спектакле Анатолий Смелянский озаглавил свой фильм «Эдуард Кочергин. Зимняя страна».





Выходец из архитектурной семьи, Сергей Бархин поначалу тоже пошел по стопам своих знаменитых предков: закончил МАРХИ, работал архитектором. Но все больше двигался в сторону театра. Свои первые спектакли оформил в 60-е в «Современнике», в 1982-м стал сценографом мхатовского хита «Татуированная роза», много работал в провинции. А с началом перестройки обрел единомышленников в лице Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, став сотворцом их постановок на сцене московского ТЮЗа.

Одной из главных работ художника Смелянский называет спектакль Яновской «Собачье сердце», на который в 1987 году ломилась вся Москва. Поражал придуманный Бархиным образ: сцену в «Собачьем сердце» устилал черный пепел. Он напоминал о «черном снеге» из другого произведения Михаила Булгакова – «Театрального романа», и придавал этой истории о праве человека вмешиваться в то, что сотворил Бог, трагическое измерение.









Tags: Искусство, Культура, Театр, документальный фильм
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments