observet (observet) wrote,
observet
observet

Category:

СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ: МУЖЕСТВО ХРИСТОВО


«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6), — так за 400 лет до пришествия в мир Спасителя свидетельствовал о святом Иоанне Крестителе пророк Малахия. Подтвердил исполнение этого пророчества и Сам Господь, когда на вопрос учеников об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:11,14). Как видим, евангельский образ святого Предтечи исполнен духа и силы пророка Илии, то есть с ним связывают мужество и ревность ветхозаветного праведника, явленные во времена пришествия в мир Спасителя.

Мозаика храма Святой Софии, Константинополь


Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!

Действительно, великим человек может стать только в том случае, если у него есть мужество. Однако для сильных мира сего — это гибельное мужество жить без Истины, а для наследников Царства Небесного — мужество жить всегда в Ее присутствии. Святой Иоанн Предтеча являет нам образ доброго мужества и в событии крещения Господня. Ведь если мы присмотримся к словам Евангелия, то увидим, что во время крещения Спасителя Его Предтеча в очередной раз переступает через себя, преодолевая даже собственный взгляд на праведность ради доверия Истине! Евангелист Матфей свидетельствует нам, что когда Иисус Христос пришел к Иоанну на Иордан, тот «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Мы можем только представить себе тот благоговейный трепет и чувство смирения, которые исполняли пророка при виде Господа. И вот Создатель приступает к Своему творению, как простой Человек, испрашивая крещения. Естественно, что святой Предтеча не мог и допустить мысли возложить свою руку на Творца! Однако «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:15).

Мы видим в образе святого Иоанна Крестителя замечательный пример христианского мужества. Это мужество жить в присутствии Истины, свидетельствовать о Ней своей жизнью, но всегда помнить, что значение имеют не наша жизнь, не наши слова или дела, а способность быть незаметными, поступаться перед Ней даже собственным авторитетом и репутацией. В применении к профессии учителя протопресвитер Василий Зеньковский так говорил об этой истине: «Нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя. “Мне время тлеть — тебе цвести” — это может служить идеальным лозунгом в отношении к детям. Ребенок для того и подготавливается учителем, чтобы выйти из-под его руководства».

Иногда самое трудное для человека — поступиться собственными представлениями о правильном, должном. Однако Священное Писание и многовековой опыт Церкви показывают, что для ищущего спасения нужно быть готовым сделать и это. Перед Истиной никакой наш опыт и наши мировоззренческие устои, какими бы верными они нам не казались, не имеют значения. И в этом важным примером для нас служит святой Иоанн Креститель. Он был одним из первых, засвидетельствовавших собственной жизнью неизменность богооткровенной истины: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).




Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся; пророческое же служение исполняя, Иоанн трепетом спряташеся; Ангельския чини ужасахуся, зряще Тя, во струях плотию крещаема; и вси, сущии во тьме, озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.


Tags: Православие, Православная Церковь, Православные праздники, Проповедь, Русская Православная Церковь
Subscribe

Posts from This Journal “Православие” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments