observet (observet) wrote,
observet
observet

Category:

Александр Дугин: «Антропология и онтология театра» | Курс лекций — Продолжение (2)




Введение и Лекции 1-4 https://observet.livejournal.com/4036925.html
Лекции 5 и 6 — Продолжение (1) https://observet.livejournal.com/4042999.html




Лекция седьмая: Онтология театра. Философская деконструкция "Синей птицы" бельгийского писателя и философа Мориса Метерлинка.


/ МХАТ им.Горького, 20.11.2019 /
https://youtu.be/3h5uZaX4v4Q


Содержание лекции:

Метафизический анализ театра на примере пьесы Метерлинка "Синяя птица". Глубинные философские аспекты: апофатика и гностические мотивы сказки "Синяя птица".
Картография волшебных миров. Хрупкое_пламя_души и черное_кольцо_рока. Царица ночь как символ непознаваемости Абсолюта.
Ткань мысли и произведений Метерлинка как сущность трагедии.
"Синяя птица" как апофатическая и зигетическая пьеса: Ян фон Рюйсбрук Восхитительный и рейнские мистики. Траектория неоплатонических взлетов.
Надбытийное Единое, апофатическое непроявленное. Зигетика Хайдеггера – философия умолчания, созерцание невидимого и дешифровка неслышимого послания. Апофатическая речь (неизреченное). Поиск "Синей птицы" как поиск апофатического Единого.
Эсхатологический театр Метерлинка, возвращение театра к его истокам /от "Федры" Платона/.
Генады – лучи апофатического божества. Философски: генада Радикального субъекта.
Топология "Синей птицы". Аристотелевская топология. Философская траектория движения вещей к своей сущности, обретение способности к видению, философское воскресение вещей.
Материальное тело как рок (фатальность), как обратное хрупкому_пламени_души. Катастрофизм телесной механичности. Рок как сущность обыденности.
Космологическая топология философского мира в пьесе "Синяя птица". Онтологическая ткань пьесы. Оживление сущности стихий, душа и дух стихий. Космологическая карта мира.
Интергация комедии дельарте в пьесу Метерлинка.
Мир души. Сюжет "Синей птицы" как карта действительного бытия, философская топология мира. Тильтиль и Митиль как воплощение различных функций человеческого.
"Синяя птица" Метерлинка как пьеса открытого апофатического и метафизического процесса.
Хайдеггер об "Антигоне" Софокла. Молчание и преображение смерти. Фундаментальное высказывание Метерлинка: нет ни мертвых ни смерти.
Мир будущего. Мир зародышей.
Антропология синих людей и тайна земли. Высокие синие люди – ангелы/люди настоящего будущего, хранители бытия по Хайдеггеру.
Метерлинк как основатель Новой драмы. Аристотель о соотношении драмы и мифа.
Статическая драма/действие. Статический театр Метерлинка. Театр кукол/марионеток Метерлинка, кукла как идеал.
Апология игры. Актер как воплощение мысли.
Роль как самостоятельный знак бытия. Театр мистических концептов.
Просопопоэйя Метерлинка. Действительность бодрствования и сновиденческая действительность.
Возвышенное у Метерлинка. Драма как погружение в сакральное. Метерлинк: "Nous vivons tous dans le sublime" / "Мы все живем в возвышенном".
Сновидения и Онейрокритика.




Лекция восьмая: Антропология Театра. Продолжение философской деконструкции "Синей птицы" бельгийского писателя и философа Мориса Метерлинка.


/ МХАТ им.Горького, 27.11.2019 /
https://youtu.be/-dlDlwpl4CM


Содержание лекции:

О типах общей Антропологии:
– Эволюционистская (Тейлор, Морган)
– Философская (Кант, Гелен)
– Структурная (Франц Боас, Клод Леви-Стросс)
– Новая (Дескола, Вивейруш ду Кастру, Эдуардо Кон)
Театральная Антропология (существует в рамках Структурной антропологии и частью предвосхищая Новую антропологию).
Наиболее яркие представители в области теории Театральной Антропологии:
– Антонен Арто (*)
– Ежи Гротовский (**)
– Эудженио Барба (***)
В начале 20 века театр стал изучаться не как явление, а как основной принцип общественной жизни человека. "Весь мир театр". Theatralität. "Общество спектакля" Гетебурга.
Театр души Мориса Метерлинка и Константина Станиславского.
Платон о человеке в "Диалогах". Учение о душе, о её автономном бытии.
Смысл театра/драматургии Метерлинка – обращение к душе. Апофатическое начало в человеке. Антропологический театр.
Внутренний человек святого апостола Павла: "...Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется." (Второе послание к Коринфянам, 2Кор.4:16.)
Рейнские мистики о внутреннем измерении человека.
Точка зрения материализма: существует только внешний человек, человек как социо-биологическое явление, души нет.
Реальность и достоверность театра/мира души Метерлинка и Станиславского.
Героклит и Демокрит / Маски трагедии и комедии.
Противостояние души и рока/судьбы – основа всей/любой драмы, смысл театра. Внешний человек как "черный двойник", как рок в нас.
Рок и пророчество. Сновидения и движение вглубь онейрического пространства.
Практики молчания.
Антропология Нового времени (с XVI-XVII веков) основана на радикальном отрицании души. Современная наука - торжество рока. О психологии: психика – не душа, а симулякр на руинах души, черный двойник; психология - наука о роке, а не о свободе, учит жизни как комфортному прозябанию в роке. Антитеатр черных двойников. Эпоха доминанты рока.
Душа как вызов.
Театр души Метерлинка как оппозиция современному миру, радикальное политико-идеологическое явление, глубинный антропологический протест против рока.
Антропология "Синей птицы".
Многочисленное семейство Тилей (даже кот и собака – Тилет и Тило). Тильтиль (Tuisto/Двойной в германской мифологии) как воплощение двойного архетипа человека, образ совершенного человека, солярный герой, антропологическая ось истории.
Фундаментально-мифологическая подоплека путешествия и приключений героев сказки.
Совпадение идей Новой Антропологии (Дескола, Вивейруш ду Кастру, Эдуардо Кон) с интуициями Метерлинка.
Метерлинк об общем рассеянном Разуме – всемирном токе и о проводниках разума. "Проснувшиеся" животные (вошедшие в сферу человеческого, в сферу души), "человечки" вещей – антропологические фигуры.
Мультикультурализм и мононатурализм. Вивейруш ду Кастру об архаичных обществах, о фундаментальном метафизическом монокультурализме и о необходимости признания мультинатурализма.
Онейрическое пространство глубинной реальности.
Главное таинство "Синей птицы" – таинство человека. Тильтиль как носитель/местоблюститель Радикального Субъекта.
Синяя птица как государственная идеология. Душа государства, Психополис. Калиполис – идеальное государство Платона.
Альтернатива Государству души – Государство рока Нового времени, черный двойник истинного государства, антигосударство. "Левиафан" Томаса Гобса как базовая модель государственной политики – "Человек человеку рок". Решение роковых проблем роковыми методами.
Politische Theatralität/Политическая театральность – движение в сторону построения Государства души, обладающего духовныи и душевным измерением – "Человек человеку душа".

Дополнительная информация:

*Антонен Арто (1896 - 1948), французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, ярчайший представитель школы театральной антропологии, новатор театрального языка, посвятил жизнь и творчество проблемам: нового обоснования искусства, его места в мире и права на существование.
Театральные взгляды Арто нашли отражение в сборнике статей "Театр и его Двойник". Основание системы Арто - отрицание театра в привычном понимании этого явления. Театра, удовлетворяющего традиционные запросы публики. Сверхзадача - обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм. Противопоставление театров: обыденного, мертвого и живого, раскрывающего самую суть бытия, это и есть демонстрация театра и его Двойника, являющегося на самом деле подлинным Театром.
Антонен Арто разработал собственную театральную концепцию, именуемую "театр жестокости" ("крюотический театр"). Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. По Арто, жестокость осознанное подчинение необходимости, жестокость свойственна любому действию, проявление добра тоже жестокость: "В явленном мире, говоря на языке метафизики, зло остается перманентным законом, а благо лишь усилием и, стало быть, еще одной жестокостью, добавленной к первой". В понимании Арто, жестокость это акт творения.

**Ежи Мариан Гротовский (1933 - 1999), польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра /От Бедного Театра|театральной труппы к Искусству-проводнику, от Объективной Драмы до Ритуальных Искусств/

***Эудженио Барба (1936 - 83 года), итальянский театральный режиссёр и педагог, один из наиболее влиятельных теоретиков современного театрального искусства. Знаток и продолжатель экспериментов Ежи Гротовского. Ему принадлежат теоретические работы по Театральная антропологии, Пластической культуре театра, Тайному искусству исполнителя. Создал Международную школу театральной антропологии.
"Третий театр" Барбы опирается на традиции европейской пантомимы, китайской оперы, индийского народного театра, театрального искусства Бали, Явы, Кореи.






Продолжение следует...





Tags: Александр Дугин, Искусство, История, Культура, Театр, Философия, лекция
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments