observet (observet) wrote,
observet
observet

Categories:

«Чайка» по имени «Синяя птица» | Часть 1

Мир помнит Метерлинка прежде всего как автора детской сказочной феерии «Синяя птица», уже более ста лет триумфально идущей на сценах мира. Пьеса была впервые поставлена Московским художественным театром; эта постановка стала одним из знаковых событий века. История её создания удивительна и невероятна...

Театр и драматург

Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся...
(А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

Звонок в дверь прервал работу Метерлинка. Он вышел. Незнакомец сказал по-французски с русским акцентом: «Вот вам чек...» — и назвал сумму в несколько тысяч франков.

Метерлинк вспоминал: «...Моя пьеса «Синяя птица» исполнена по специальному заказу Московского художественного театра и представляет собой подлинную историю знаменитого театра. Ко мне явился незнакомец и сказал: «Напишите якобы фантастическую пьесу к десятилетнему юбилею Московского художественного театра. Это значит, что вы получите материал по истории нашего театра, воспользуйтесь этим материалом, не удаляясь от фактов действительности, но самые факты облеките в фантастические формы».

...Тильтиля и Митиль я создал из вдохновителей театра: господ Немировичей-Станиславских. Образ простодушной соседки Берленго, превращающейся затем в фею-волшебницу, переделан мною из некоего господина Морозова (меценат Савва Морозов), который и играл всё время роль доброго гения в отношении Xудожественного театра... Таким его и изображаю, изменив только пол. ...Название образовалось так. Очаровательный писатель Чехов дал Xудожественному театру свою пьесу «Чайка». Эта пьеса сделалась душой Xудожественного театра... Словом, я добросовестно старался изобразить историю Xудожественного театра, а как это я сделал — пусть судят другие» («Русское слово», 1908 г., октября 14-го, вторник).


Знал ли об этом тайном заказе Станиславский? Он вспоминал: «Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых». Два года неизданная рукопись «Синей птицы» «была в распоряжении Xудожественного театра, но спектакль мы показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия Московского Xудожественного Театра».

«Мы живем в условиях великой несправедливости»

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 1862 году, полтора века тому назад.
По настоянию отца в Париже он изучал право и там увлёкся творчеством поэтов-символистов.

Став первопроходцем в области «новой драмы», выдающимся теоретиком и драматургом европейского символистского театра, создал эстетическую теорию и издал её в книге «Сокровища смиренных». В творчестве часто обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Известность ему принесли пьеса-сказка «Принцесса Мален»; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые»; драма «Пелеас и Мелисанда» — «драматургия молчания, намёков и недомолвок», так окрестили её критики.

Писатель, драматург и философ, он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 1911 год — «за многостороннюю литературную деятельность, и особенно драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».

Морис считал себя прежде всего поэтом и утверждал, что все его драмы «написаны стихами и только напечатаны как проза». Не случайно пьесы Метерлинка называли драматургическими стихотворениями, а их философская глубина и умение автора при внешней неподвижности развить интенсивное внутреннее движение волновали Чехова. Его творения неразрывно связаны с появлением русской модернистской драмы, послужив необходимым материалом для опытов режиссеров, направленных на открытие новых путей сценической выразительности. И в авангарде этого движения стояли Всеволод Мейерхольд и Константин Станиславский.

«Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри» ставились на сцене Московского Художественного театра, но не увенчались успехом: критики и публика однозначно решили, что «драматические формы талантливого бельгийца не укладываются в рамки сценических условностей». Сценическое восприятие Метерлинка изменилось после выхода «Синей птицы» в 1908 году.

Даже получив признание, Морис не походил на других богемных поэтов, которые зачастую эпатировали публику и взглядами на жизнь, и живописными лохмотьями, и употреблением абсента и кокаина. Он был скромен до застенчивости и вел буржуазный размеренный образ жизни вдали от светской суеты, в приобретенном бывшем аббатстве St.-Vandrille в Нормандии (в шести часах езды от Парижа). Любил средневековую роскошь интерьеров, обожал рыбачить и прогуливаться с собакой Жако, наблюдать за насекомыми.

С началом Первой мировой войны писатель пытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв был отклонен из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, Морис отправился в турне по городам Америки с лекциями, а все вырученные деньги отдавал в Фонд обороны.

Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы: отношения с Леблан рушились, и вскоре супруги расстались. В 1919 году Метерлинк женился на молодой актрисе Рене Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Годы спустя в их семье а произошла трагедия. Морис и Рене ждали своего первенца. Для тогда уже семидесятитрехлетнего писателя и для его сорокалетней жены это была по сути единственная и последняя надежда стать родителями. Но ребенок родился преждевременно. Рене перенесла утрату сына более стойко, чем муж. Метерлинк с трудом оправился от нервного срыва.

Они жили во Франции, но король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война, Метерлинк был вынужден покинуть Европу из-за гонений (в своих произведениях он активно призывал к сопротивлению) и вместе с женой уехать в США.

После войны в 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк.
Здесь он и окончил земной путь 6 мая 1949 года, не забыв оставить будущим поколениям свое пожелание искать и находить счастье:

«Мы живем в условиях великой несправедливости; но я полагаю, что можно, не будучи ни равнодушным, ни жестоким, говорить иногда о жизни так, как будто этой несправедливости больше не существует, ибо иначе мы бы никогда не могли выйти из ее круга. Счастливее всех людей тот, кто глубже других знает, что счастье отделено от отчаяния лишь одной возвышенной, неутомимой, человечной и бесстрашной идеей».


«Мы длинной вереницей идём за Синей птицей...»

Более века «Синяя птица» остаётся единственной пьесой в мире, которая глубиной замысла поднимает детей до понимания самых сложных истин, а яркостью формы позволяет взрослым взглянуть на мир детскими глазами. Сколько поколений детей пели: «Мы длинной вереницей идём за Синей птицей»?.. Сказка не знает возраста. Она живёт в вечности. Впрочем, может быть, всё-таки пьеса Метерлинка изначально была написана для взрослых? Дети захватили её позднее и не отпускают поныне.

В этой сказке — мудрость апостола Павла: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Горделивая мудрость, исходящая из человеческого разума, ничтожна. Подлинная «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».

Собственно «Синяя птица» есть символ счастья, которое герои ищут повсюду, в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье — у них дома.

В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? «Ей хочется быть счастливой». Фея отправляет детей на поиски Синей птицы — птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды и Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души — символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши — идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие (Кошка и Ночь) пытаются помешать...

Дети попадают в Страну Воспоминаний, где встречают уже покинувших этот мир. Потом они оказываются во дворце Царицы Ночи, хранительницы всех тайн Природы; в Царстве Будущего, где обитают души тех, кому только предстоит родиться; в Садах Блаженств — пристанище человеческих желаний, от самых низменных до самых возвышенных, и оказывается, что кроме Блаженства Утолённого Тщеславия есть ещё Великая Радость Быть Справедливым и Великая Радость Созерцать Прекрасное.

В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». А во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы. Но им-то хочется Счастья, Блаженства! Только... кто бы мог подумать?! В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, от которых надо спасаться: Блаженство быть внезапным, Ничего не знать, Спать больше, чем нужно... Дети учатся видеть и чувствовать другие, прекрасные и добрые Блаженства: Блаженство быть ребёнком, Блаженство быть здоровым, Дышать воздухом, Любить родителей, Блаженство Солнечных Дней, Дождя... А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Добрым, Радость думать, Радость Завтрашней Работы и Материнской Любви...

Царство Будущего в пьесе — это гимн человеку и Времени, будущим изобретателям, учёным, философам, которые осчастливят человечество, которым ещё только предстоит родиться. Так где же Синяя птица, в далёком будущем?

Вернувшись в финале пьесы домой, Тильтиль находит её... у себя в комнате: это простая горлица в клетке. «Да ведь это моя горлица! — восторженно кричит Тильтиль. — Да ведь, когда я уходил, она была не такая синяя!.. Да ведь это же и есть та Синяя птица, которую мы искали!.. Мы за ней в этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь!..» Тильтиль отдает горлицу соседской девочке, и та выздоравливает. А соседка-то сама удивительно похожа на фею Берилюну! Вот так брат и сестра находят истинное счастье — в добрых делах, простых блаженствах и радостях. Вот так по-детски бесхитростна «мудрость, сходящая свыше».

Во многих древних культурах счастье принимало образ птицы. Его трудно поймать и ещё труднее удержать. Все синие птицы, которых находит Тильтиль, при свете дня теряют свою волшебную синеву, и он вынужден продолжать поиски. «Цвет небесный, синий цвет» зовёт героев в нелёгкий путь. «Той единственной Синей птицы, которая выносит дневной свет, ты ещё не поймал... Она улетела куда-нибудь ещё... Но мы её отыщем», — говорит Тильтилю Душа Света после очередной неудачи. Поход Тильтиля и его сестры Митиль за Синей птицей оказывается поиском пути к самому себе, к тому, каким должен стать человек. А поиск этот бесконечен. Ибо, как говорил Пифагор: «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

Морис Метерлинк. «Синяя птица».
* Читать онлайн:
  https://cont.ws/@altairhantengr/1104655
* Читать книгу онлайн, скачать бесплатно в полном объеме
 /Доступные форматы для скачивания: FB2, DOC, RTF, TXT, HTML, EPUB/:

Продолжение следует...


Tags: Искусство, История, Культура, Литература, Сокровищница культуры, Театр, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “Театр” Tag